Медицинское оборудование | Биоритмы— основа режима

Биоритмы— основа режима

Если спросить о том, что самое  важное в сохранении и укреплении здоровья ребенка,  то многие ответят однозначно - выполнение рационального режима дня.  Это положение, встречающееся буквально во всех книгах по воспитанию детей, предназначенных как для специалистов, так и для родителей, стало уже аксиомой, проверенной практикой общественного и семейного воспитания. Однако не все могут ответить на вопрос:  "Почему так важно соблюдать режим?" Научное обоснование роли режима как ведущего фактора в укреплении здоровья получено лишь в последние  годы и  связано в основном с успехами развития двух наук - биоритмологии и нейрофизиологии. Биоритмология, являясь увлекательным и бурно развивающимся направлением современной биологии, изучает одно из основных проявлений жизнедеятельности всех живых существ - цикличность процессов, которая наряду с адаптацией и гомеостазом ( сохранение постоянства внутренней среды ) входит в фундаментальную жизненную  триаду.

Именно цикличность процессов жизнедеятельности и обусловливает необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный распорядок дня, оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна.

Если периодические изменения характеризуются объективно устанавливаемыми показателями, имеющими определенную временную последовательность, то их называют ритмами (греч. rhythmos - теку). Проявления ритмичности в биологических процессах могут рассматриваться как убедительное доказательство того, что жизненные явления протекают не только в пространстве, но и во времени. Издавна вызывали интерес человека процессы, обладающие ярко выраженной периодической структурой: смена дня и ночи, времен года, сельскохозяйственных сезонов и др. Неудивительно, что уже в античности наметилась тенденция рассматривать ритм как всеобщее и существеннейшее свойство мира.

Научные работы по биоритмологии появились лишь в начале XIX в. В 1801 г. немецкий врач Аутенрит, в течение нескольких дней наблюдавший за частотой сокращений сердца, выявил ее закономерные изменения в динамике суток. Через некоторое время сходные явления были отмечены в динамике газообмена при дыхании, температуры тела и др.

В последние годы биоритмология получила бурное развитие, в результате чего установлено следующее кардинальное положение: практически все известные к настоящему времени процессы, протекающие в организме человека, имеют определенную ритмичность, которая выступает как универсальная жизненная закономерность с широчайшим диапазоном проявлений - от деятельности отдельных клеток до сложнейших форм интеллектуальной активности человека.

Как человек воспринимает время? Вы задумывались когда-нибудь над этим? Попробуем поиграть с ребенком в игру по определению отрезка времени в 10 мин без пользования часами. Многие старшие дошкольники (5-6 лет) и школьники легко справятся с этим заданием, так как перерывы между занятиями в детском саду и уроками в школе примерно такой же длительности. Иначе говоря, эти дети используют для определения временного интервала не биологический, а социальный датчик, связанный со сменой деятельности. Наряду с такими синхронизаторами существует множество других датчиков, ведущим из которых является смена дня и ночи на земном шаре. Свет, по-видимому, представляет собой наиболее сильный синхронизирующий фактор.

Ритмичность жизненных процессов может зависеть как от внешних, так и от внутренних факторов, а может быть следствием сочетания тех и других воздействий. По продолжительности биоритмы имеют широчайший диапазон колебаний - от долей секунды до года и даже нескольких лет. Так, один сердечный цикл (систола и диастола) продолжается десятые доли секунды, а изменение активности (выделение гормонов) эндокринных желез чаще длится несколько часов.  Изучать особенности биоритмов человека очень сложно. Для этого необходимо исключить влияние внешних факторов, в первую очередь звуков, мешающих ходу "внутренних часов". Экспериментатор должен иметь в своем распоряжении совершенные методы и современную, преимущественно телеметрическую, аппаратуру для регистрации периодических изменений активности функциональных систем. Поэтому первоначальные хронобиологические исследования были в методическом отношении достаточно примитивные, исследователи обычно проводили их на себе в условиях жизни в пещерах, затем в специально изолированных от всяких воздействий помещениях. Широко известные эксперименты такого рода, показавшие удивительную устойчивость околосуточных ритмов человека, описаны в книге французского исследователя Мишеля Сафра "В безднах земли", опубликованной на русском языке в 1982 г. Автор прожил в пещере Миднайт 205 суток в полном одиночестве.

Из всего спектра биоритмов по своему значению в процессах жизнедеятельности выделяются околосуточные, или циркадные ритмы, - циклические колебания интенсивности того или иного биологического процесса с периодом в пределах 20-28 ч. Смена состояний бодрствования и сна у теплокровных животных и человека связана со строгой ритмичностью всех физиологических функций организма. Суточная периодичность этих функций имеет важное значение в приспособлении организма к окружающей среде. Доказано, что ритмический характер носят не только деятельность сердца и дыхание, но и все остальные физиологические и психические процессы у человека. В настоящее время у людей обнаружено более 400 процессов, подчиненных циркадным ритмам. Суточные колебания для большинства функций проявляются в постепенном повышении показателей от утренних часов к дневным и вечерним и падении в ночное время. Одной из самых изученных и теперь уже известной многим является суточная динамика температуры тела, которая на рассвете низкая (36,0 °С), к полудню повышается до 36,4 °С, вечером (к 18 ч) достигает максимума (36,8°С), затем снова понижается. Минимум температуры приходится на 2-4 ч ночи. Амплитуда колебаний может составлять у здоровых людей 0,8-0,9 °С. Сходную суточную динамику имеет, как правило, и ряд других физиологических функций. В ночные часы по сравнению с дневными уменьшаются газообмен между кровью и тканями, масса циркулирующей крови, частота дыхания, артериальное давление и др. Вместе с тем для некоторых процессов, в частности для деятельности эндокринных желез, выявлена противоположная динамика. Так, наибольший уровень секреции гормона роста гипофизом происходит в ночные часы, поэтому можно говорить, что дети преимущественно растут по ночам. Таким образом, сейчас считается установленным, что организм взрослого человека в разное время суток представляет собой различную физиологическую, биохимическую и даже морфологическую систему.

Весьма интересные и важные для оценки временной динамики состояния человека данные получены в биоритмологических исследованиях работоспособности. Оказалось, что у большинства людей она повышается в дневное время и снижается ночью. Изучены более короткие (до 1,5 ч) колебания работоспособности с подъемами и спадами. У многих взрослых людей имеются 2 периода повышения умственной работоспособности в течение суток: первый подъем с 8 до 12 ч, второй - с 17 до 19 ч. Днем с 13 до 15чи ночью с 2 до 5 ч работоспособность обычно самая низкая. Эти и другие данные указывают на необходимость учета биологических ритмов в организации трудовой и учебной деятельности.  Очень интересна и перспективна классификация людей по циркадным особенностям динамики их работоспособности. Исследования, проведенные на больших контингентах здоровых взрослых людей, показали, что их можно разделить на 3 группы. В первую входят "жаворонки" - лица с высокой работоспособностью в первой половине дня и со сниженной во второй половине, особенно к вечеру. Эта группа составляет примерно всего взрослого населения. "Жаворонками" их называют потому, что они любят рано ложиться и рано вставать.

Обратная картина работоспособности наблюдается у тех, кого условно называют "совами". У них период наибольшей интенсивности и продуктивности работы падает на вечерние часы. Это любители засиживаться допоздна, жить по принципу "поздно в кровать - поздно вставать". "Сов" насчитывается более 30 % от всего взрослого населения, чаще это люди, занимающиеся творческим трудом.

В одном из рассказов А. П. Чехова "Контрабас и флейта" очень точно и тонко описаны различия в поведении двух героев: жаворонка и совы. Оба работают в оркестре, один играет на контрабасе, другой - на флейте. Они решили жить в одной комнате из-за трудностей в квартирной плате, но сразу же начались ссоры.

Вечер начинался так. Контрабас: "...Ну, спокойной ночи. Тушите лампу!
-  Мне еще читать хочется...
-  Вам читать, а мне спать хочется.
-  Но, я полагаю, не следует стеснять свободу друг друга...
-  Так вот и не стесняйте мою свободу... Тушите!
Утром контрабас просыпался обыкновенно рано, часов в шесть, флейта же любила спать до одиннадцати. Петр Петрович, проснувшись, принимался от нечего делать за починку футляра от своего контрабаса.
-  Вы не знаете, где наш молоток? - будил он флейту.
-  Послушайте, вы! Соня! Не знаете, где наш молоток?
-  Ах... Я спать хочу!
-  Ну и спите... Кто вам мешает? Дайте молоток и спите". Вскоре приятели разъехались.

Научные исследования показали, что такие физиологические функции, как температура тела, артериальное давление, частота пульса и другие параметры, существенно различаются по своей суточной динамике у лиц разных биоритмологических типов. "Жаворонки" уже с раннего утра характеризуются высоким уровнем основных функций, они уже "настроены" на работу, в то же время у "сов" наблюдается низкий уровень этих показателей, что проявляется в заторможенности, неважном настроении, сниженной трудоспособности.

Остальных людей называют ритмиками или "голубями", их насчитывается примерно 45 %. Суточная динамика работоспособности у них не имеет выраженных колебаний и находится на высоком или реже - на низком уровне. Наличие этих биоритмологических типологических различий имеет важное значение для поиска эффективных путей организации трудовой и других видов деятельности в целях повышения производительности труда, профилактики травматизма и др. Эти различия не могут не отражаться на всех аспектах жизнедеятельности человека. В связи с этим на первый план должна выступать рациональная организация режима дня с учетом этих особенностей. В качестве примера рассмотрим вопрос о взаимозависимости режима питания и суточных биоритмов. Известно, что потребность в пище имеет ритмический характер и зависит от многих факторов. При этом в режиме питания следует учитывать циклические изменения потребностей в питательных веществах. Важно не только то, что и как человек ест, но и когда принимается пища. Какой должна быть рациональная организация питания с учетом индивидуальных особенностей биоритмов? Если для "жаворонков" подходит известный афоризм: "Завтрак съешь сам, обед раздели с товарищем, а ужин отдай врагу", то для аритмиков и особенно для "сов" он не годится. Последние нуждаются не в плотном завтраке, а в хорошем ужине, так как именно в это время у них больше расходуется энергии.

Особую значимость для рациональной организации режима дня имеют суточные колебания работоспособности. Понятно, что условия трудовой и учебной деятельности для "жаворонков" лучше сделать более напряженными в первой половине дня, тогда как для "сов" - во второй. Это положение в равной мере относится и к организации режима учебных нагрузок для детей, включая старших дошкольников.

Почти все вышесказанное относится к взрослому организму. Проблемы возрастной биоритмологии, в том числе и динамика биоритмов в процессе развития ребенка пока еще недостаточно разработаны. Тем не менее можно сформулировать общее положение: человек не рождается с готовым чувством времени; околосуточные биоритмы не имеются в готовом и законченном виде к моменту рождения, а формируются в процессе развития на основе индивидуальной временной шкалы растущего организма. При измерении температуры тела у новорожденного ребенка не обнаруживается заметной разницы в показателях утренней, дневной и вечерней температур. Такие различия появятся на 2-м месяце жизни, более заметными они станут позже за счет снижения температуры поздним вечером.   В настоящее время установлено, что биоритмы начинают проявляться уже в первые недели жизни, вероятно, они имеются и у зародыша, но их проявления в онтогенезе реализуются постепенно. Некоторые биоритмы достигают параметров взрослых людей в школьном возрасте (пульс, температура тела, сон и др.).

По-видимому, ранний и дошкольный возраст представляют собой этапы интенсивного формирования циркадных и других ритмов. Именно в этих периодах начинается распределение на группы "жаворонков", "сов" и "голубей". Правда, пока еще остается невыясненным соотношение между этими группами среди детского населения. Можно полагать, что у детей старшего дошкольного возраста оно примерно такое же, как у взрослых. Думается, что каждая внимательная мать в содружестве с воспитателем детского сада могут проанализировать динамику поведения в течение дня и охарактеризовать с достаточной степенью вероятности "биоритмологический портрет" ребенка, а затем внести соответствующие коррективы в организацию режима и весь процесс воспитания.

Данные по формированию биоритмов в онтогенезе ребенка имеют прямое отношение к проблеме укрепления его здоровья. Дело в том, что между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более того, есть все основания утверждать, что самые начальные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь проявляются в нарушениях биоритмов. Такие факты известны каждой матери, когда, например, утром у только что проснувшегося ребенка она, прикоснувшись губами к коже его лба, почувствует повышение температуры. Другой общеизвестный признак начинающейся болезни может проявляться в нарушениях дневного или ночного сна, капризничанье, плаксивости детей.  Известно, что при резких изменениях привычного режима, особенно при нарушениях сна, возникают болезненные состояния, получившие название десинхронозов. У детей они находят отражение в неадекватных эмоциональных реакциях, отказе от еды, повышенной раздражительности, утомляемости. Именно такие явления нередко наблюдаются после выходных дней у тех воспитанников детских садов, родители которых грубо нарушают режим дня по субботам и воскресеньям (отсутствие прогулок и дневного сна, позднее ночное засыпание и др.). Этим объясняется значимость известного всем педагогам и многим родителям положения о необходимости выполнения режима дня для укрепления здоровья, прежде всего нервной системы ребенка. Вместе с тем нельзя подходить к режиму только как к сугубо временному "жесткому" распорядку дня с обязательными точно определенными и ежедневно повторяющимися событиями. В таком случае жизнедеятельность ребенка приобретает монотонный характер, снижается способность адаптации к изменяющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления. Выдающийся физиолог И. П. Павлов указывал, что основу режима составляет "динамический стереотип", т. е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, ;i динамичная, изменяющаяся. К сожалению, на эту последнюю особенность в дошкольном воспитании, да и в школе, не обращается должного внимания. Уже с первого дня пребывания ребенка в детском саду начинает действовать расписание, составленное на весь холодный период года, т. е. с осени до лета, оставаясь неизменным в течение 9 мес. Исходя из высказанной концепции И. П.,Павлова и учитывая данные современной биоритмологии, можно считать, что рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Родителям следует помнить, что обязательно и ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок, время приема пищи. Остальные виды деятельности ребенка могут варьировать по срокам и продолжительности их выполнения. Итак, цикличность процессов- и ее становление по мере роста и развития ребенка можно рассматривать как одно из основных научных обоснований поиска и разработки оптимального в аспекте укрепления здоровья режима дня. Чем более этот режим будет исходить из особенностей "биоритмологического портрета" ребенка, тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии, настроении и на всем том, что характеризуется в обобщенном понятии "здоровый ребенок". К сожалению, имеющиеся рекомендации по организации режима как в дошкольных учреждениях, так и в семьях не учитывают пока еще этих особенностей, содержат лишь общие положения, которые родители вместе с воспитателями должны конкретизировать с учетом индивидуальных биоритмологических различий детей. Как же выглядит режим дня наших дошкольников в настоящее время? С ним может и должен ознакомиться каждый родитель уже в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Примерный распорядок дня вывешен в каждой группе. Приводим режим дня в холодный период года для детей в возрасте от 4 до 5 лет, воспитывающихся в средней группе детского сада. В других дошкольных группах режим дня в общем сходный, хотя и имеются различия за счет уменьшения продолжительности дневного сна и увеличения времени занятий в старшей и подготовительной группах. При оценке этих режимов можно констатировать, что они составлены по рациональному принципу перехода от одного вида деятельности к другому, т. е. носят ритмический характер. С позиций биоритмологии второй из приведенных режимов представляется более рациональным, так как больше подходит "совам" и "голубям": утренние занятия совершаются после прогулок, а не сразу после завтрака, другие занятия происходят в вечернее время и т. д.

Однако повторим, что это только схемы, которые следует индивидуализировать, исходя из "биоритмологического портрета" ребенка. Как же это сделать? Прежде всего в течение 2-3 дней следует провести анализ обычного поведения ребенка, начиная с утреннего пробуждения и далее вплоть до вечернего засыпания. Очень важно обратить внимание на особенности дневного сна. Все это осуществляется в дни пребывания ребенка дома и в содружестве с воспитателем в детском саду. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и настроение ребенка. Высокая работоспособность и преимущественно хорошее эмоциональное состояние в дообеденное время характерны для детей-"жаворонков". Те же качества, лучше проявляющиеся во 2-й половине дня, свойственны детям-"совам". У "голубей" эти качества существенно не меняются в течение дня.

Далее вместе с воспитателем индивидуальные околосуточные особенности биоритмов следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий, которые теперь проводятся практически во всех группах дошкольных учреждений. Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах. В чем же должно заключаться основное, если можно так сказать, биоритмологическое правило в ежедневной организации и проведении занятий? Прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов. В развитие этого положения приведем следующий пример. Однажды делегация зарубежных специалистов, приехавших в Москву, попросила дать им возможность побывать на занятии в базовом детском саду Института дошкольного воспитания АПН СССР. Загруженность гостей помешала провести занятие в подготовительной группе как обычно утром. Урок перенесли на 2-ю половину дня. И что же? Прекрасно справились с заданиями по математике (например, с задачами на 2 действия) те дети, которые на утренних занятиях обычно не отличались активностью и сообразительностью. Конечно, читатель догадался, что это были "совы", которым трудно входить в рабочий ритм деятельности утром, тогда как "жаворонки" ничем себя не проявили на данном занятии. О чем говорит этот пример? Можно считать, что интенсивность умственной, да и физической активности ребенка должна находиться в соответствии с индивидуальными проявлениями суточных ритмов. Родители и, разумеется, педагоги должны учитывать такую зависимость, причем не только у дошкольников, но и у школьников. Так, ясно, что "жаворонки" успешно справляются с заданиями на первых занятиях, тогда как "совам" необходимо время, и довольно длительное, для того, чтобы пойти в оптимальный рабочий ритм. Поэтому от таких детей не обязательно добиваться полных и правильных ответов в утренние часы, лучше часть работы с ними перенести на дневное или даже более позднее время. Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей (у "сов" повышенная плаксивость и раздражительность по утрам, у "жаворонков" - во 2-й половине дня), что необходимо учитывать родителям и воспитателям при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы с детьми.

Особого внимания требуют дети ритмики с низкой работоспособностью в дневное время. Прежде всего надо постараться выявить возможные причины этих явлений. Это могут быть повторяющиеся резкие нарушения режима в семьях, алкоголизм и курение родителей и др. Следует постараться устранить или снизить их влияние. Вероятно, для таких детей стоит организовать на какое-то время, может быть и длительное, щадящий режим нагрузок. Можно также рекомендовать родителям опять-таки в содружестве с воспитателями провести работу по некоторой коррекции биоритмологических проявлений у ребенка дошкольного возраста. Конечно, речь не идет о попытках коренного изменения "биоритмологического портрета", например переделки "совы" в "жаворонка", а о коррекции в желательном направлении. В   чем   может   заключаться   суть   такой   коррекции? Вероятно, следует так организовать распорядок дня ребенка, чтобы обеспечить условия для постепенного формирования у него достаточно высокого уровня работоспособности в течение всего дневного времени, исключая период сна. Такая коррекция должна быть преимущественно направлена на предупреждение спадов работоспособности и нежелательных изменений эмоционального настроения у детей-"жаворонков" во 2-й половине дня, а у детей-"сов" - в первой. Эту задачу можно успешно решить при рациональном сочетании умственных, физических и эмоциональных нагрузок в процессе игры ребенка, которая, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная игра, представляет собой и важное средство укрепления здоровья ребенка-дошкольника.

Прочитав предыдущие страницы, внимательный читатель может задать вполне законный вопрос: почему в этой главе почти ничего не говорится о значении, кроме суточных, других биоритмов в организации режима и укреплении здоровья детей? Дело в том, что эти ритмы еще недостаточно изучены. Тем не менее роль некоторых из них в динамике состояния здоровья несомненна. Имеются в виду прежде всего сезонные биоритмы. Всем известно, что рост заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями приходится на осень и весну, что рассматривается как проявление сезонной цикличности в жизнедеятельности организма. В отечественной литературе по биоритмологии эти явления получили название физиологического десинхроноза, под которым понимается феномен периодически возникающих весной и осенью в здоровом организме нарушений слаженности околосуточных ритмов. Зимой и летом фазы этих ритмов для многих физиологических функций занимают различное положение на суточной шкале, причем разница может достигать нескольких часов. В переходные же сезоны фазы передвигаются от летней позиции к зимней и наоборот. В связи с тем что скорость данной перестройки неодинакова для разных ритмов, возникают явления сезонного десинхроноза, в результате которых снижается устойчивость к болезнетворным воздействиям и возникают так называемые простудные заболевания. Итак,   рациональный   режим,   включающий   разумное распределение времени, отведенного для приема пищи и сна, и правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоничному развитию здорового ребенка.

Источник 


Продукция